Полная версия
газеты "АЛГА" N2 в формате PDF -
Газета "АЛГА" N2 (текстовый вариант)
ОБРАЩЕНИЕ
Государственного Совета Республики Татарстан к татарскому
народу в связи с Всероссийской переписью населения в 2002 году.
Мы, депутаты, избранные многонациональным народом Республики Татарстан, заинтересованные
в сохранении и развитии всех народов, в том числе и татарского, ознакомившись
с проектами документов, подготовленными для проведения Всероссийской переписи
населения в 2002 году, обращаемся к татарскому народу.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрела
проект федерального закона «О Всероссийской переписи населения». Государственный
Совет Республики Татарстан одобряет принятие данного закона, регулирующего механизм
проведения переписи населения. Однако проекты документов, разработанные Институтом
этнологии и антропологии Российской академии наук для использования при переписи
населения, вызывают недоумение у народных депутатов Республики Татарстан и общественности.
В проектах этих документов без каких-либо научных обоснований предусматривается
искусственное дробление единой татарской нации на целый ряд отдельных национальностей.
Таким образом авторы данных документов пытаются вернуть единую консолидированную
татарскую нацию к эпохе примитивных родоплеменных отношений. В случае реализации
вышеуказанных документов татарский народ, выработавший богатый литературный
язык, свою систему образования, создавший неповторимую культуру, искусство и
литературу, потеряет потенциал развития своей национальной самобытности.
Государственный Совет Республики Татарстан твердо заявляет, что такой оборот
событий опасен не только для татарского народа, но и межнациональной стабильности
российского общества и государства, ибо он создает условия зарождения очагов
этнического конфликта.
Мы, народные депутаты Республики Татарстан, считаем, что вышеуказанные документы
неоправданно политизированы, приведут к получению ошибочной информации, и они
ущемляют право татарской нации на получение объективных статистических данных
в ходе переписи населения.
В случае утверждения вышеуказанных документов Правительством Российской Федерации
татарский народ может быть подвергнут трудному испытанию по сохранению своего
единства. Ему, занимающему в настоящее время по численности второе место в Российской
Федерации, грозит исчезновение. Мы считаем, что в момент такого исторического
испытания каждый человек должен глубоко задуматься и не забывать об ответственности
за единство и благополучие нации.
Мы считаем целесообразным, чтобы представители разных общественных организаций,
писатели, ученые, религиозные и государственные деятели, сознавая свою ответственность
перед народом, перед будущими поколениями, сказали свое веское слово против
политики дробления нации, обратились к соотечественникам с призывом о необходимости
укрепления единства татарского народа.
Нет будущего у народа, забывшего своих прародителей и исторические корни. Судьба
распорядилась так, что татары живут во всем мире, странах СНГ и регионах Российской
Федерации. И в их единстве сила и гарантия сохранения татарской нации и ее высокой
культуры.
Государственный Совет Республики Татарстан уверен, что татарский народ, твердо
осознавая свою приверженность к исторически сложившемуся единству нации, в результате
проведенной в 2002 году переписи населения в очередной раз подтвердит свою неделимость
и целостность.
Чингисхан, или когда расцветает Земля.
Не будьте трусами
– помните своих предков.
Внук Чингисхана Батухан.
Известно, что весной пробуждается
Природа, возрождается жизнь – на Землю приходит все самое светлое, доброе, чистое.
Словно подтверждая этот закон, 796 лет назад в начале весны свершилось Великое
событие – Тимучин (Тимерче) был провозглашен Чингисханом – Великим ханом монгольских,
тюркских и маньчжурских племен.
«Чингисхан – величайший герой татарского народа» – такова была тема прошедшего
3 марта заседания молодежного татарского евразийского клуба «Мирас». Некоторые
наши читатели ужаснутся: ведь нас всегда учили и учат в детском саду, школе,
ВУЗах, что Чингисхан – это «исчадие ада», кровопийца, изверг, жестокий завоеватель,
принесший только лишь несчастья многим народам.
А как же было на самом деле? – Вовсе не так!!!
В 1155 году (по другим данным в 1167 или 1162 или 1150гг.) на правом берегу
реки Онон, в Забайкалье (можно утверждать, на территории России) родился мальчик,
которому было суждено стать Отцом многих народов, в том числе и татарского.
Мальчика нарекли Тимучином (Тимерче), что означает по-татарски «кузнец». Отец
будущего Потрясателя Вселенной Есугей-багатур был вождем племени тайчиутов.
Тимучин родился, когда отец возвращался из успешного похода на одно из татарских
племен. И первенец был назван в честь татарского богатыря, взятого в плен победителями.
По преданию, Чингис родился, держа в руке сгусток крови – это означало, что
на свет появился великий полководец.
В 1166 году Есугей-багатур был отравлен представителями одного из татарских
племен, с которым он издавна враждовал (Л.Н. Гумилев отрицает это: ведь Есугей
умер лишь на четвертый день после встречи с врагами). После смерти Есугея соплеменники
оставили семью вождя – Улус распался.
Каково же было Тимучину – сыну главы Улуса? Ведь он был законным повелителем
соплеменников – тайчиутов. Герой остался со своими матерью, братьями и сестрами.
Тогда в степи царили междоусобица, братоубийственная война между тюрками, монголами
и маньчжурскими племенами. Семья, состоявшая из женщин и невозмужавших юношей,
могла стать легкой добычей разбойников. Всевышний испытывал сына Великой степи
на прочность, и он с успехом выдержал испытание – так Тимерче – Тимучин – Кузнец
закалил в себе сталь.
Чингисхан выжил. Через некоторое время он начал собирать соплеменников и заключил
союз с ханом Тогорилом и Джамукой-сеченом. В 1190 году (по другим данным – 1189
г. или 1180 г.) Тимучин восстановил законную власть в Улусе отца. Укрепив свой
улус, Тимучин включился в борьбу за объединение тюркских, монгольских и маньчжурских
племен. Наконец в 1206 году на берегу реки Онон Тимучин был провозглашен Чингис-
или Денгизханом (что в переводе с татарского – Море-хан), то есть Великим ханом
монгольских, тюркских и маньчжурских племен. Море было символом безграничности,
совершенства. Поэтому титул Чингисхан также означал «хан, обладающей всей полнотой
власти». Покончив с братоубийственной войной, Чингисхан завоевывает Северный
Китай, Среднюю Азию, Сибирь, часть Среднего Востока. Походы совершались в Индию,
на Кавказ, в Восточную Европу. Чингисхан и его потомки создали величайшую империю
– от Черного моря до Тихого океана.
На этом наш рассказ не окончен. В «Мирасе», как известно, свобода слова. Нужно
рассмотреть точку зрения оппонентов. К сожалению, не все понимают гениальность
Великого хана. Вот что дает им основание отрицать Чингисхана: Есугей, мол, враждовал
со всеми (!) татарами и был отравлен ими; Чингисхан, мстя за отца, якобы полностью
(!) уничтожил татар, якобы наших предков. Поэтому Чингисхан – враг и истребитель
нашего народа.
Наши аргументы:
1. Привет вам от Иосифа Виссарионовича!
Нужно заметить, что такой подход к истории татар был одобрен Постановлением
ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года и научной сессией по происхождению татар 25-26
апреля 1946 года. Мол, вы, татары, не потомки Чингисхана, а потомки волжских
булгар. Что это могло бы значить? А вот что: мол, ваша родина, татары, - только
лишь территория Среднего Поволжья, поэтому и Сибирь, и Урал, и Нижнее Поволжье
– нетатарские земли. А признавая Чингисхана, татарин чувствует себя дома по
всей России.
2. Всякому здравомыслящему человеку понятно, что полностью уничтожить народ
нельзя. Даже в ХХ веке Гитлер не смог полностью уничтожить «неарийцев» на территории
Германии, что же говорить о «допотопном» XIII веке.
3. Достоверно известно, что татарами называли китайские летописи всех кочевников,
обитавших к северу от Великой китайской стены.
Все иностранцы называют россиян русскими несмотря на национальную принадлежность
(татарин, якут или карел) , потому что русский язык и русская культура объединяет
все народы России. Аналогично всех граждан Китая: и собственно китайцев (хань),
и уйгуров, и монголов – называют китайцами.
Значит, какой-то народ, первоначально называвшийся татарами, был самым сильным,
присоединил другие племена, поэтому они стали называться татарами. Достоверно
известно, что татарами изначально назывались тюрко-язычные племена, наши предки.
Так, например, у персидского историка Рашид-ад-дина читаем: «Они уже в глубокой
древности большую часть времени были покорителями и владыками большой части
племен и областей, выдаваясь свои могуществом и полным почетом». А французский
историк М. Хоанг отмечает: «Татары, несомненно, тюркский народ». Подчеркиваем,
ко времени Чингисхана всех кочевников степей Монголии называли татарами, подобно
тому, как сегодня нас американцы называют русскими.
Значит, Чингисхан уничтожил лишь одно из татарских племен, а после его похода
на одно из татарских племен 1202 года в степях Монголии продолжали кочевать
наши тюркоязычные предки.
4. Тюрко-татарская культура связывала воедино все народы империи Чингисхана.
Татарский историк Р. Фахрутдинов (доктор исторических наук) пишет: «Известно,
что Чингисхан знал и татарский язык». Кроме того, государственным языком в Империи
был уйгурский, имевший свою письменность. И только в 1269 году, уже после распада
империи, был осуществлен переход на монгольскую письменность, да и то только
в Монголии и в Северном Китае.
Ни в коем случае нельзя говорить о том, что Чингисхан – лишь наш герой. Человек,
давший династии десяткам государств, не может считаться героем одного народа.
Китайцы, живущие в одном государстве с монголами (в Китае), почитают его как
своего героя.
Другая часть отрицателей Чингисхана говорит о том, что нельзя признать его героем,
так как он был изувером, жестоким завоевателем.
Наши аргументы:
1. В ХХ веке было 2 мировые войны, что же говорить о XIII веке? Тогда правило
«Если не ты, то тебя» было очевидным. Так писатель И. Калашников назвал книгу
о Чингисхане «Жестокий век». Заметьте, «жестокий» не человек, а век.
2. На завоеванных территориях царил порядок и справедливость. Мусульманский
историк Абул Гази пишет: «В царствование Чингисхана по всей стране – между Ираном
и Тураном – было так спокойно, что можно было бы пройти от Восхода до Заката
с подносом золота на голове, не испытав ни от кого ни малейшего насилия». В
1218 году был провозглашен свод законов Империи – Яса Чингисхана. Утверждалось
нерушимое понятие права. Варварству и произволу был положен конец, подчеркивались
главные общечеловеческие добродетели – честность, верность, сдержанность, гостеприимство.
Главной Верой провозглашалась любовь к Родине (тогда – к хану и закону), а все
религии были равны перед законом – была свобода вероисповедания.
Чингисхан для нас, мирасовцев, двойной герой: 1) как герой татарский и 2) как
герой евразийский.
1. Осенью 2002 года состоится Всероссийская перепись населения. Татарскую нацию
делят на казанских, астраханских, сибирских и других татар. Основание для такого
деления – отрицание роли Чингисхана и его потомков: «Какая же вы одна нация,
если у вас не было единого татарского государства. У казанских татар – Казанское,
у сибирских – Сибирское, у астраханских – Астраханское ханства». Между прочим,
в этих ханствах тоже правили потомки Чингисхана. А у нас оно, единое татарское
государство, было – Золотая Орда, построенная Чингисханом и его потомками. Не
было бы Чингисхана, не было бы и татар. Он – Кузнец татарской нации, Отец всех
татар. И в тяжелую годину, когда нас разделяют, Он приходит к нам на помощь
и объединяет нас.
2. Чингисхан – отец евразийства. По его законам каждый волен исповедовать свою
религию, но обязан любить Родину и служить ей. Евразийцы верят, что его Гений
возродит Россию: да, на нашей земле исповедуют православие, ислам, буддизм и
другие религии, разговаривают на разных языках, но нас объединяет Любовь к Родине,
Вера в Великую Россию.
И еще: идти под знаменем Чингисхана – не для слабаков. Признавая своего Героя,
человек накладывает на себя нравственные обязательства: уважать другие народы
и их религии, любить Родину и бороться за мир во всем мире. Нас учили, что татарское
иго – главная причина всех бед Руси, Российской империи, СССР и России. «Не
лучше ли отказаться от Чингисхана, Батухана, Золотой Орды и своих отцов и матерей?»
– так думают любители легкой жизни. Надеюсь, вы таковым не являетесь, дорогой
читатель.
Чингисхан сказал: «Будут страстно искать Чингисхана, но не найдут его!» Мы должны
найти его в своих сердцах – тогда наш народ будет жить, и мы возродим Великую
Россию.
Искандар Бурин
P.S. МТЕК «Мирас» по-прежнему
собирается раз в две недели (по воскресеньям) в ОЦТК на ул.М Горького, 35. Очередные
заседания состоятся 14, 28 апреля и 12 мая в 17:00. Приходите, красавицы и джигиты!
Навруз – праздник весны и дружбы народов.
Стремиться весть быстрей, быстрей
Сегодня праздник,
сегодня праздник
Откуда радость у людей?
Сегодня праздник, сегодня праздник.
Этими словами начался концерт,
посвященный замечательному весеннему празднику в деревне Абытай (Черная речка).
Выступающие порадовали зрителей национальными песнями, танцами, шутками, театрализованными
действиями. Прозвучали песни в исполнении солисток вокального ансамбля Рашиды
Губайдулиной и Назиры Маняфовой. Не осталось без внимания и зажигательное выступление
самой юной исполнительницы Гузаль Губайдулиной. Восторженные зрители дружно
аплодировали артистам Центра Татарской культуры.
Не остались в стороне и артисты ДК «Чернореченский». Зрителей порадовали ансамбль
«Чишме» (рук. Н.И. Сайфульмулюкова) и певица Рамиля Абдулджаппарова.
Также в концерте принимали участие представители чувашского, азербайджанского
и немецкого культурных центров.
А по окончании концерта ведущие Гаухар и Ахмат Абдрашитовы предоставили слово
руководителям культурных центров – Ю.Я. Абдрашитову, руководителю нашего ОЦТК,
Я.Я. Мульдиярову (чувашский центр), М.А. Алиеву (азербайджанский центр), А.Ф.
Файту (Российско-немецкий дом). Затем слово было предоставлено председателю
татарского евразийского клуба «Мирас» Искандеру Ахмедову. Он пригласил всех
желающих на заседания нашего клуба. Все выступающие подчеркнули, что такие встречи
очень полезны, т.к. способствуют укреплению дружбы народов, а значит сохраняют
самое дорогое – мир и благополучие.
Этот праздник собрал разных людей, объединенных общими мыслями – сохранять народное
творчество и передать его будущим поколениям. И если наши дети и внуки будут
помнить и чтить свой язык, свою историю, культуру – значит наши труды не будут
напрасными и мы сумеем сохранить все то, что сквозь века донесли до нас прошлые
поколения.
Габдулла Рашитов.
ХАДЖ
Произошло очень радостное для мусульман Томской области событие: имам-хатыб
Белой соборной мечети Нурулла совершил хадж – паломничество в священный город
Мекку. По канонам ислама человек, совершивший хадж, становится безгрешным, как
в день своего рождения. Мы очень рады, что хаджа Нурулла, посетив Землю Пророка,
будет продолжать укреплять истинную веру в сердцах мусульман.
Веселится и ликует весь народ,
или о нашей поездке в Эушту
«Ну? Кто поедет в Эушту?» - спросил директор нашего Центра
татарской культуры Ю.Я. Абдрашитов. Именно с этого момента стало абсолютно ясно,
что поездка действительно состоится, ведь до этого об Эуште были одни разговоры.
Эушта – это очень красивая деревня, которая находится на берегу Томь. Как оказалось,
народ в этой деревне тоже красив и добродушен. Да и как не быть здесь доброжелательным,
когда наш Центр приехал с концертом. Тем более, что повод был: 23 февраля и
Великий праздник – Курбан Байрам. «Шаян Кызлар» радовали зрителей своими танцами,
ансамбль сразил всех артистизмом. Кроме того, на концерте присутствовали гости
из Центра азербайджанской культуры. Зрителям очень запомнились выступление Севар
Бадаловой и «Лезгинка» Эркяна Бадалова.
После концерта слово предоставили руководителю нашего клуба «Мирас» Искандеру
Ахмедову. Он рассказал о нашем клубе и пригласил красавиц и джигитов, и мы увидели
искры в глазах у эуштинцев. И уже через неделю клуб посетило 7 эуштинских джигитов
Во время же до концерта и после активно покупалась газета «Алга!» и журнал «Сибирская
старина».
После окончания концерта всех пригласили к столу. Честно сказать, такого не
ожидал никто. За этот обед огромное спасибо директору школы Г.Н. Двоеглазову
(именно в школе и проходил концерт). Кроме того, он оказал помощь в организации
концерта и доставке артистов в Томск.
Вечером молодежь ожидала дискотеки. И дождалась! Наш Центр культуры привез аппаратуру
и сделал дискотеку. Судя по количеству пришедшего народа, их улыбок, недовольных
не было. Потанцевать пришли и дети 13 лет, и люди старшего возраста. Но здесь
эта разница не ощущалась, весело было всем.
На дискотеке к нам подходили и приглашали приезжать как можно чаще.
В 22.00 закончилась и дискотека. Мы сели в автобус, чтобы уехать в Томск. Но
каково было наше удивление, когда мы увидели всю деревню, вышедшую проводить
нас. У всех эуштинцев блестели глаза, все смеялись. Праздник удался – это и
есть высшая награда за нашу работу.
Динара Кусова
...Пришла весна, и в праздник светлый этот
Хочу я, милая, тебе сказать,
Что ты прекрасней всех на свете,
Милей тебя мне в мире не сыскать.
Пускай тебя обходят стороною
Болезни все, беда, и пусть
Вся жизнь твоя осветится счастливою звездою,
И никогда не будет в жизни грусть.
Пусть пожелания мои простые
И в сердце, и в душе зажгут любовь, и вновь
Мы все поймем, как нам необходимы
Надежда, вера и любовь.
Ахмат Абдрашитов
«Алга!» - в Интернет!
Дорогие читатели! Рады сообщить, что теперь газету «Алга!» можно читать и в
интернете –
на сайте http:// www.tomsk-tatars.narod.ru.
На сайте Вы найдёте также интересную информацию о нас, томских татарах.
Редакцион коллегия:
Баш мехэррир Искандер Бурин.
Мехеррирлэр: Эхмэт Абдрашитов, Динара Кусова.
Верстка, дизайн: Василий Рябчиков.
Томск Татар Яшьлэре Иттифагыны «Мирас» татар евразиячелек клубы газетасы.
Адресыбыз: 634050, Томск шэьэре,
М. Горький урамы,35;ТЕЛ:51-48-46.
Макетны эзерлэу: «Курсив». ТЕЛ: 51-38-97.
Интернет-версия - http://www.tomsk-tatars.narod.ru.