Одежда
Национальная специфика одежды, больше сохраняется в женской
одежде, хотя многие виды её и трансформировались, приблизились к современным
образцам. Так, некоторые татарки считают своей национальной одеждой рубашки
на кокетке, остов, воротник и рукава которых шьются в основном по покрою современных
платьев. В то же время некоторые виды этих нагрудников приблизились к форме
фартука. Изменилось и применение их - под рубашку их одевают редко, а чаще сверху
платья, используя их при мытье посуды и приготовлении пищи, молодые женщины
прикрывают ими грудь при кормлении ребенка. Многие пожилые женщины носят верхние
штаны с широким шагом тюркского типа, но чаще и они заменяются обыкновенными
шароварами, либо спортивными брюками широкого покроя. Носят их обычно навыпуск,
либо заправляют в сапоги. В некоторых семьях верующих татар шьют шаровары для
девочек и заставляют их носить даже в самую жаркую погоду.
В мужской
одежде из национальных её видов сохранился в калмакских деревнях сырмак,
который имеет сейчас малые отличия от обыкновенной ватной, стежной безрукавки
(часто шьется с накладными карманами). Носят его обычно лишь в домашней обстановке.
Кроме него некоторые старики носят широкие штаны домашнего пошива.
Из традиционных головных уборов мужчины часто носят тюбетейки, которые, как
и в прошлом, подразделяются на два вида: тюбетейки полусферического и конусообразного
покроя и покроя в виде усеченного конуса (каляпуш). Но если первый тип, по покрою
идентичный среднеазиатским тюбетейкам, находит иногда распространение и среди
молодых мужчин, то каляпуш носят обычно старики, одевая их при сборах на религиозные
моления, на свадьбы и праздники.
Женщины среднего и пожилого возраста любят носить платья и длинные цветастые
шали
(иногда с кистями), но старинный способ подвязывания их двумя концами под
подбородком используется редко.
Многие виды одежды томских татар были аналогичны с одеждой других групп сибирских
татар, сходство их было отмечено в XVIII в., что могло явиться как отражением
давних историко-культурных и, отчасти, генетических связей, так и результатом
развития этнической консолидации среди западносибирских татар.
В одежде томских
татар довольно четко выделяется местный комплекс, к которому относится в
одежде налобная повязка, женская рубаха кинек, штаны чамбар, мужские штаны из
овчины, местного типа шуба, безрукавка сырмал, сырмак; в головных уборах - шапки
тагыя двух видов, войлочная шапка - борок; в обуви - короткая обувь чарык. Возможно,
что существовавшие в прошлом сапоги с двумя швами на голенище своим распространением
обязаны связям томских татар с алтайцами, либо отражают давнее монгольское влияние.
Бытовали головные уборы, по форме совпадающие с бархатными мужскими тюбетейками
на твердой основе типа фесок, широко известными у мусульманских народов. Сибирские
татарки называли их колками (колфаками). Шили их из бархата, шелка, либо плюша
вишневого, бордового, зеленого и других цветов на сатиновом или ситцевом подкладе.
В тулье между подкладом и наружной тканью вставлялась картонная прокладка шириной
6 -7 см. Верх такой шапки был плоским, выкраивался кружком, диаметром меньшим,
чем диаметр нижней части тульи. В целом шапка представляла собой как бы сильно
усеченный конус. Их иногда расшивался узорами из золотых нитей. Шире такие головные
уборы были распространены в тоболо - иртышской группе, хотя встречались в отдельных
поселениях томских и барабинских татар.
У томских татар женщины носили чаще в качестве праздничных головных уборов небольшие
шапки цилиндрической формы с плоским верхом. Видимо, о них писал во 2-й половине
XIX в. Н. Костров: "...бархатная плоская шапочка, околыш которой летом
обшивался золотым галуном, зимой - мехом, а края - золотой бахромой". Почти
подобное описание мы встречаем и относительно головного убора барабинской женщины
середины XIX в., который представлял собой ".. бархатную шапочку с околышем
из золотого галуна шириною вершка в полтора, нижний край этого околыша и верхушка
шапочки обшиваются кругом золотою бахромою". Зимние женские головные уборы
сибирских татар порой являлись вариантами некоторых летних и праздничных шапок.
Такие летние и зимние шапки носили томские татарки. Верх их был плоским. В прошлом
они опушались также мехом выдры, бобра, лисицы. При этом в таких уборах мех
пришивался полоской лишь внизу тульи. По отношению к ним применяли термин бурек
( бёрюк).
Хорошее представление о подобных шапках дает один экземпляр их у томских татар
(в группе обских чатов), изготовленный в середине XIX в.. Это праздничная шапка
цилиндрической формы, называлась она общим термином башлык либо бурюк. Тулья
и верх шапки твердые. Цилиндрическая часть (высота 10 см.) сшита из двух картонных
полос, между которыми проложен войлок. С внутренней стороны тулья подшита двойным
слоем сатина сиреневого цвета, имеющим еще одну прослойку из войлока. Точно
так же сделан и круглый плоский верх ( диаметр 20 см.). Сверху шапка обтянута
зелёным сатином. Внизу к тулье пришита опушка из меха выдры. Вся шапка расшита
кручеными металлическими нитями серебристого и золотистого цвета и бисером.
Они образуют растительный орнамент-крупные цветы и листья. В качестве украшений
пришиты несколько крупных бусин зеленого ( под малахит) и красного цвета и мелкие
металлические бляшки.