Происхождение Томских татар
Сведения о тюркоязычных группах в Сибири появились в китайских
хрониках до нашей эры. Интенсивная тюркизация коренного самодийского населения
Западной Сибири началось в первые века новой эры (хуннскую эпоху) и продолжалась
в течение последующего тысячелетия. Временем проникновения тюрских племен на
территорию современной Томской области можно считать период великого переселения
народов, а именно 4-5 вв.н.э. после распада Гуннской державы.
На начальном этапе этногенеза сибирских татар и томско-обских тюркоязычных групп
в бассейне р.Оби определенную роль сыграли кыргызские и телесские племена. Кипчаки,
принимавшие непосредственное участие в формировании многих тюркоязычных народов,
считаются ближайшими историческими предками разных этнографических групп Сибирских
татар. Предположительно, уже в 7 веке юг современной Томской области был заселен
в основном тюрками. С 9-12 века прослеживается массовое появление тюрков в Томском
приобье. В тот период времени тюркские племена оказались в вотчине монгольского
хана, одного из сыновей Чингисхана. К 12-13 вв. тюркские племена стали занимать
территорию низовья в реки Томи, и территории простирались до реки Енисей.
По мнению известного лингвиста А.П.Дульзона,
тюркизация местного населения происходила волнообразно. Одна волна, наиболее
ранняя, шла с юга по рекам Обь и Томь, и отсюда распространялась к востоку на
реку Чулым. Эта волна принесла тюркское приращение (су) в названиях рек (ИкСУ-Икса,
ТомСУ-Томь). Другая волна, более поздняя (7-8 вв.), шла из минусинских степей
района обитания Енисейских кыргызов спускаясь к Чулыму по Черному и Белому Юсам,
таким образом к 16 веку на территории Западной Сибири сформировалась этническая
группа, получившая позднее от русских название "ТОМСКИЕ ТАТАРЫ", представленная
эуштинцами, чатами и калмаками (потомками телеутов).
Термин "Томские татары", "Томские люди" первоначально употреблялся
лишь относительно эуштинцев и других мелких тюркоязычных групп, проживающих
в окрестностях Томского острога. Чаты остались в низовьях реки Томи после разгрома
войска Кучума, в 1582 году калмаки осели вблизи Томска. В 1662 году группа телеутов
(белые Калмаки) во главе с князем Иркой Уделековым и братьями Кожановыми приняла
русское подданство, присягнув в Томске. После этого северная группа телеутов
осела вблизи Томска в соседстве с чатами.
В конце XVI-начала XVII в.в. чаты жили преимущественно в юго-западных районах
Западной Сибири, в Барабинской степи и представляли собой территориально-племенное
объединение. Во второй половине XVI в чаты являлись подданными Кучума и входили
в Сибирское ханство. как крайняя восточная группа, но власть Сибирского хана
под ними имели, скорее формальный характер.
Поселившись на реке Оби в лесной и лесостепной зонах в конце XVIв. Чаты подчинили
себе местных жителей междуречья Оби и Томи темерчинцев и сделали их своими УКыштымамиУ
у реки Кривая Лука , Чаты основали подовой городок, который в последствии по
русским документам именовали Чатским.
В 1598 г. Чаты приняли русское подданство и начали платить ясак в городе Тара,
с основание Томского острога перешли в подчинение к его воеводам.Некоторая часть
чатов перешла на военную службу к русским и переселилась в Притомье, так в челобитной
Чатского Мурзы Бурлака Акулика сообщалась, что он стал служить в Томске с момента
его основания. В XVII под Томском находились Юрта Бурлакова, видимо, названное
по имени этого знатного Мурзы. В 1630 г. часть Чатов отделилась и ушла ближе
к Томску, поселившись в деревне Чёрная речка/Абытай/. Ещё одна группа переселилась
в бассейн реки Томи, вероятно, во второй половине XVII в., но основная масса
Чатов по-прежнему оставалась жить в Приобье. С 1720-го по 1805 г. основными
чатскими поселениями в Притомье были Казахские, Калтайские, Чернореченские и
Барабинские Юрты, в которых и в настоящее время отмечается преобладание чатской
этнической группы.
18 и прилегавших районов Приобья в тот период существовали тесные торговые и
культурные связи.
Этимология слова "Чаты" вероятно, связана "Цат", что в диалектах
сибирских татар означает "земли, ограниченные двумя соединяющимися реками;
междуречье". Язык Чатов в прошлом отличался от Эуштинского наречия чертами
Тоболо-Иртышских говоров. В связи с этим обращает на себя внимание, что "Чат",
"Цат","Джат" имел широкое распространение среди тюрков Притомье
в плоть до середины XX в.
В этическом плане Томские Татары. сложились из нескольких тюркоязычных групп-эуштинцев,
чатов и калмаков. Сам термин Ттомские татарыУ употреблялся первоначально лишь
относительно эуштинцев и других мелких групп тюрков, населявших притомье ещё
до прихода русских. Чаты подкочевали сюда гораздо позднее, уже в период русской
колонизации Сибири.
В 1662 группа телеутов ("белые калмыки") во главе с князем Иркой Уделековым
и братьями Коановыми приняла русское подданство, присягнув в Томске. После этого
северная группа телеутов осела вблизи Томска в соседстве с чатами.
В прошлом среди Томских Татар бытовали названия и самоназвания отдельных групп-яушталлар
( яуштинцы), цаттыр ( чаты), калмыктар ( калмаки). На ряду с этнонимом сибиртарлал,
сибиртатарлар (сибирские татары) были и другие общие названия-исашные (ясашные)
инородцы.
Язык Томских татар относится к кыпчакско - булгарской подгруппе кыпчакской группы
тюрских языков и образует Томский диалект языка сибирских татар. Он делиться
на два говора калмыкский и эуштинско - чатский. Для языка Томских татар характерны
восточно - тюрские и поволжско - татарские черты.
В прошлом среди Томских татар бытовали названия и самоназвания отдельных групп:
яуштарлары (эуштинцы), цаттыр (чаты), калмыктар (калмаки).
В 16-17 вв. среди этнической группы: эуштинцев, басандайцев, евагинцев (тегильдеевцев),
обусловленное деление сохранилось.
Переселившиеся на Обь эуштинцы образовали обских тюрков (умар татарлар), которые
расселились, в основном, в Шегарской, Соргулинской волостях. Там они были обращены
в христианство и родственных связей с эуштинцами-мусульманами не поддерживали.
Некоторые семьи эуштинцев продвинулись на юг, вверх по реке Томи, и поселились
в юртах Константиновых телеутской волости, принадлежавших калмакам.
В 16 веке на территории Сибири были известны различные группы татарских племён.
Вблизи сегодняшнего г. Томска кочевали татарские племена князей Тояна, Еваги,
Басандая, Акшена. Одни из них занимались скотоводством и охотой, другие - скотоводством
и рыбной ловлей, третьи - всем понемногу.
Племена жили разрозненно, между ними часто возникала вражда. Но был у них и
общий враг - киргизы (хакасы) и калмыки, жившие в пределах Минусинских и Алтайских
земель.
Территорию, лежащую в устье реки Ушайки, занимало племя эуштинских татар, во
главе которых стоял князь Тоян.
На юге эуштинцы граничили с басандайскими татарами, на севере - с татарским
племенем Еваги.
В 90-е года 16 века еще не закончилась борьба против остатков орд Кучума и помогавших
ему кочевников - ногайцев.
Жить и бороться в одиночку было очень трудно. Поэтому, видимо, первыми приняли
русское подданство барабинские татары.
Их примеру последовал и князь эуштинских татар - Тоян. Его племя было малочисленным,
насчитывало всего лишь 300 человек мужского населения. Основная летняя стоянка
племени располагалась за рекою Томью на территории сегодняшнего дачного городка.
И Г.И.Писемский и В.Ф.Тырков, приехавшие в тояновы земли, собрали представителей
"лучших" и "средних" татарских племен в своем временном
лагере.